На главную Карта сайта Написать письмо
+7 (495) 517-87-65

E-mail: post@ingn.ru
Инвестиции, развитие, управление
Стратегические разработки
Девелопмент недвижимости
Инвестиционный консалтинг
Юридические услуги

Об Институте
ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ - коллектив профессиональных консультантов и практиков, оказывающий поддержку компаниям, руководителям и собственникам при принятии инвестиционных, управленческих, маркетинговых и стратегических решений в бизнесе, в государственном (муниципальном) управлении и общественной деятельности.

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ заинтересован в повышении эффективности и прибыльности принимаемых компаниями решений и реализуемых проектов, для чего по заказам собственников и руководителей организаций выполняет услуги, проводит собственные исследования, издает и распространяет их результаты.

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ размещает на своем сайте издания, опубликованные как в электронном, там и в типографском формате, по вопросам управления бизнесом и активами, стратегическому маркетингу, отраслевому и конкурентному анализу, привлечению финансирования и правовому сопровождению в сферах:

промышленность и электроэнергетика

банковские и страховые услуги

кредитование и прямые инвестиции

фондовый и валютный рынки

рынки инноваций и технологий

медиа-, теле- и IT-рынки

недвижимость и девелопмент

розничная торговля и ритейл

внешнеэкономическая деятельность

отраслевое управление

проекты гражданского общества

научные исследования и разработки

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ приглашает Вас к ознакомлению с ними и призывает к диалогу по освещенным в публикациях направлениям и вопросам. Вы можете напрямую обратиться к нам или изложить свое мнение на страницах журнала "Экономика. Управление. Право".
Издания и публикации
Обзор социально-экономического развития Московского региона по состоянию на 01.01.2008

Московский регион включает в себя два субъекта Российской Федерации: г. Москву и Московскую область, социально-экономическое развитие которых оказывает взаимное влияние на развитие друг друга.

Московский регион расположен в центре Европейской части России. Московский регион образует ядро Центрального федерального округа и граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями.

Территория г. Москвы составляет 1 тыс. кв. км (0,01% территории России). Г. Москва окружен Московской областью и граничит только с ней. Территория Московской области составляет 46 тыс. кв. км, что составляет 0,28% территории России, общая протяженность границ - около 1200км. Административно-территориальное устройство Московского региона складывается из административно-территориального деления г. Москвы и Московской области.

Административно-территориальное деление г. Москвы имеет двухуровневую структуру: государственное административно-территориальное деление и муниципальное административно-территориальное деление. Государственное административно-территориальное деление Москвы состоит из 10 административных округов. Возглавляются префектами, назначаемых мэром г. Москвы. Административные округа делятся на районы. Их насчитывается 124 единицы. Возглавляются управами районов, являющимися органами государственной исполнительной власти.

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов. Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Формирование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы. В настоящее время образовано на территории Москвы зарегистрировано 125 муниципальных образований.

Территория Московской области в целях осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры делится на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление Московской области совпадает с границами, расположенных на ее территории муниципальных образований. В настоящее время в Московской области насчитывается 378 муниципальных образований, из них 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселения и 192 сельских поселения.

В Московской области - три крупных пассажирских аэропорта, имеющие статус международных - "Шереметьево" (29км от центра Москвы к северо-западу), "Домодедово" (22км от МКАД к югу) и Внуково (28 км от центра Москвы к юго-западу). Аэропорт Быково в настоящее время не используется для пассажирских перевозок. Крупнейший военный аэродром - Чкаловский (близ посёлка Монино). Аэропорты "Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково" образуют Московский авиационный узел.

Железнодорожная транспортная сеть Московского региона имеет радиально-кольцевую структуру, объединенных Большим железнодорожным кольцом. На территории региона располагается крупнейший в России Московский железнодорожный узел, относящийся к Московской железной дороге - филиалу ОАО "РЖД". Отделения дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское.

От Москвы расходятся 11 радиальных направлений, протяжённость железных дорог общего пользования достигает 2700 км, эксплуатационная длина составляет 8984 км. Железные дороги большей частью электрифицированы. Крупнейшие сортировочные станции региона - Орехово и Бекасово - находятся на Большом кольце.

Московский метрополитен насчитывает 171 станцию, эксплуатационная длина путей 271 км. В 2007 года после реконструкции вновь открылся южный вестибюль станции "Маяковская" на Триумфальной площади. Завершено сооружение первой очереди центрального участка Люблинско-Дмитровской линии от станции "Чкаловская" до станции "Трубная". В августе 2007 года открылась первая станция на этом участке - "Трубная", в начале декабря откроется станция "Сретенский бульвар". Ведутся работы на участке "Трубная" - "Марьина роща" и Митинско-Строгинского участка Арбатско-Покровской линии от станции "Парк Победы" до станции "Кунцевская") и от станции "Крылатское" до станции "Строгино". Ввод этих участков в эксплуатацию должен быть совмещен с завершением строительства Северо-Западного тоннеля и планируется на декабрь 2007 года. В таблице представлен план развития Московского метрополитена до 2014 г.

План развития Московского метрополитена до 2014 г.

Линия или объект метрополитена Намечаемые сроки
строительства
Строгинский участок Арбатско-Покровской линии: станция "Славянский бульвар" 2008
Центральный участок Люблинско-Дмитровской линии: станции "Достоевская" и "Марьина роща" 2009
Митинский участок Арбатско-Покровской линии (I очередь): станции "Мякининская" и "Волоколамская" 2009
Замоскворецкая линия: станция "Технопарк" 2009
Оборотные тупики за станцией "Улица Старокачаловская" Бутовской линии 2009
Калининская линия: станция "Новокосино" 2010
Люблинско-Дмитровская линия: станции "Борисово", "Шипиловская", "Зябликово" 2010
Замоскворецкая линия: станция "Братеево" 2011
Митинский участок Арбатско-Покровской линии (II очередь): станция "Митино" 2011
Таганско-Краснопресненская линия: район Жулебино 2011
Люблинско-Дмитровская линия: станции "Шереметьевская", "Бутырский хутор", "Петровско-Разумовская-2", "Лихоборы" 2013
Солнцевская линия: станции "Олимпийская деревня" и в районы Солнцево и Новопеределкино 2014

По замыслам руководства за 15 лет в Подмосковье должно появиться шесть линий легкого метро общей протяженностью более 270 километров. Линии будут связывать не столицу и область, а подмосковные населенные пункты друг с другом. В рамках этого прогноза предполагается проложить легкое метро от Ногинска до Электростали, от Подольска через Домодедово в Раменское, связать Кубинку с пос. Поварово через Звенигород и Истру, от Каширы до Орехово-Зуева.

Из планов освоения ближнего пригорода - проект связать наземным метро Химки с поселком Путилково, а Мытищи через Пушкино и Ивантеевку соединить с городом Щелково.

Дорожная сеть Московского региона построена по радиальной схеме. 10 радиальных направлений связаны Московской кольцевой автомобильной дорогой, а также двумя кольцами (А107 и А108).

Протяженность дорог Московского региона составляет - около 19 000 тыс. км, в том числе в Москве - порядка 5 000 тыс. км, в Московской области - 14 000 тыс. км. Дорожная обеспеченность региона ниже нормативной в 1, 8 раза. Только для полноценного функционирования города Москвы требуется как минимум строительства 350 км дорог.

Основные проблемы и недостатки существующей сети автомобильных дорог Московского региона:

  • пропускная способность основных магистральных направлений не соответствует существующей интенсивности движения. Уровень загрузки многих магистралей превышает максимально допустимый, они не в состоянии справиться со всевозрастающим транспортным потоком;
  • геометрические параметры дорог не соответствуют техническим нормативам и современным требованиям безопасности движения;
  • не развита сеть автомобильных дорог, обеспечивающих скоростной режим движения;
  • недостаточный уровень технического состояния практически всех инженерных коммуникаций и сооружений;
  • отсутствие необходимого количества пересечений в разных уровнях с автомобильными дорогами разного класса, путепроводов и мостов, что приводит к значительному сокращению пропускной способности на участках дорог и перекрестках;
  • прохождение участков федеральных дорог через города и другие населенные пункты;
  • слабо развита система поперечных связей между радиальными федеральными автодорогами;
  • рост дорожно-транспортных происшествий;
  • недостаточное количество пешеходных переходов в разных уровнях;
  • отсутствие современных средств связи и оповещения.

    Министерством транспорта РФ совместно с правительством Москвы и Московской области разработана программа поэтапного развития дорожно-транспортного комплекса Московского региона с 2007 до 2015 года.

    На первом этапе (2007-2010 годы) предполагается усовершенствовать нормативно-правовую и техническую базы, а также модернизировать системы автовокзалов и автобусных станций, организовать пересадочные узлы, стоянки и места разгрузки тяжелого грузового транспорта. Основные задачи первого этапа - разгрузка основных магистралей московского транспортного узла, реализация пилотных проектов по строительству платных автодорог Москва-Санкт-Петербург, соединительной магистрали от МКАД до автомагистрали М-1 Беларусь, федеральной автомобильной дороги М-4 Дон.

    Второй этап программы рассчитан на период с 2011 до 2015 года. В этот период запланирована реконструкция автомобильной дороги федерального значения М-8 Холмогоры на участке обхода поселка Тарасовского, а также автомагистрали М-5 Урал на участке обхода поселка Октябрьский, что завершит ее реконструкцию на территории Московской области. На этом этапе в Московской области будут осуществляться работы по строительству ЦКАД.

    В Москве утвержден проект строительства Четвертого транспортного кольца (ЧТК), большая часть которого пройдет параллельно Московской окружной железной дороге (малому кольцу). Строительство ЧТК начнется на востоке Москвы - от Щелковского шоссе в сторону шоссе Энтузиастов. Первые опоясывающие дуги этого кольца между улицами Гурьянова, Волгоградским проспектом, шоссе Энтузиастов, Открытым, Ярославским и Дмитровским шоссе будут построены к 2013 году.

    В концепции Генерального плана развития Московской области разработан прогноз развития транспортной сети Московской области в увязке с автодорожной сетью Европейской части России с учетом транс - европейских коридоров. Приоритет отдан реконструкции и модернизации существующей автодорожной сети.

    Перспектива развития дорожной сети Московской области связана прежде всего с ЦКАД. Ее года планируется построить до 2020 г. С помощью ЦКАД будет возможно интегрировать автотрассы региона в международные транспортные коридоры и перераспределить транзитный и грузовой потоки в обход Москвы. Ожидается, что при строительстве ЦКАД будет задействовано 18 шоссе, проходящих в Московской области. Конфигурация трассы ЦКАД, в целом, сформирована на основе федеральных автомобильных дорог А-107 Московское малое кольцо (ММК) и А-108 Московское большое кольцо (МБК) исходя из обеспечения ее интеграции в государственную опорную автодорожную систему РФ с учетом формирования сетевой структуры автомобильных дорог Московской области и международных транспортных коридоров:

  • коридор № 2 (запад - восток) Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Московская область (южный участок ЦКАД) - Нижний Новгород - Екатеринбург,
  • коридор № 9 (север - юг) Хельсинки - Санкт-Петербург - Московская область (западный участок ЦКАД) - юг России.

    ЦКАД призвана "перехватывать" транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снять, по возможности, транзитную нагрузку с МКАД, разгрузить головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, развить поперечные транспортные связи. Для реализации проекта планируется построить современные развязки со всеми крупными автотрассами, построить дороги в обход Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода и Голицыно. Протяженность ЦКАД в пределах 480-520 км. Узкие "бетонки" будут расширены до 3-4 полос в каждую сторону. На пересечении ЦКАД с крупными магистралями построят двухуровневые развязки, а между внешней и внутренней сторонами кольца поставят разделительный барьер. Есть вероятность, что ЦКАД станет платной, хотя правительства Москвы и Московской области выступают против такого решения.

    "Схемой территориального планирования Московской области" ЦКАД планируется как основа для формирования системы скоростных магистральных автомобильных дорог Московской области. По обе стороны ЦКАД в будущем появятся грузовые терминалы, гостиницы, гипермаркеты и объекты придорожного сервиса. На нее также собираются выводить часть промышленных предприятий.

    Кроме ЦКАД одним из значительных направлений развития дорожной сети Московской области является строительство дублеров основных дорог, в том числе и Ленинградского шоссе, соединяющего Москву и Санкт-Петербург.

    Экономическая характеристика региона строится на совокупности ряда показателей:

  • валовой региональный продукт (ВРП);
  • индекс ВРП;
  • ВРП на душу населения;
  • индекс ВРП на душу населения;
  • структура ВРП;
  • объем промышленного производства;
  • индекс промышленного производства;
  • объем потребительского сектора экономики;
  • индексы потребительского сектора экономики;
  • объем инвестиций в основной капитал;
  • индекс инвестиций в основной капитал;
  • инвестиции на душу населения;
  • индекс инвестиций на душу населения;
  • структура инвестиций в основной капитал;

    Показатели ВВП Российской Федерации и ВРП Московского региона в сопоставимых ценах г. представлены в таблице.

    Показатели ВВП Российской Федерации и ВРП Московского региона в сопоставимых ценах (2003-07 гг.)

    Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
    ВВП Российской Федерации, млрд.руб 8 625,25 9 246,27 9 838,03 10 497,18 11 179,50
    Индекс ВВП Российской Федерации, % 107,30 107,20 106,40 106,70 106,50
    ВРП Московского региона, млрд. руб., в т.ч.: 1 655,23 1 789,63 1 962,54 2 168,61 2 341,15
    ВРП г. Москвы, млрд.руб. 1 432,71 1 537,29 1 691,02 1 868,58 2 008,72
    ВРП Московской области, млрд. руб. 222,52 252,34 271,52 300,03 332,43
    Удельный вес Московского региона в ВВП РФ, % 19,19 19,36 19,95 20,66 20,94
    Удельный вес г. Москвы в ВВП РФ, % 16,61 16,63 17,19 17,80 17,97
    Удельный вес Московской области в ВВП РФ, % 2,58 2,73 2,76 2,86 2,97
    Удельный вес Москвы в ВРП Московского региона, % 86,56 85,90 86,16 86,16 85,80
    Индекс ВРП Московского региона, % 109,33 108,12 109,66 110,50 107,96
    Индекс ВРП г. Москвы, % 108,90 107,30 110,00 110,50 107,50
    Индекс ВРП Московской области, % 112,20 113,40 107,60 110,50 110,80

    Данные об объеме и динамике ВРП Московского региона показывают, что удельный вес Московского региона составляет практически пятую часть в ВВП России. При этом основную часть ВРП Московского региона образует экономика г. Москвы. В рассматриваемый период доля ВРП Московского региона в экономике Российской Федерации увеличивается как за счет Москвы, так и за счет Московской области.

    По показателю ВРП Московская область занимает четвертое место в стране после Москвы, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Динамика роста ВРП Московской области превышает общероссийские показатели. В последние годы (2003-07 гг.) темпы роста ВРП Московской области стали опережать рост ВРП Москвы. Это объясняется тем, что пик своего развития Москва прошла раньше, чем Московская область, экономика которой в настоящее время переживает стадию подъема на позициях догоняющей и принимающей потоки инвестиций, не освоенных Москвой.

    Значительное участие Московского региона в формировании ВВП экономики России объясняется прежде всего тем, что здесь сконцентрированы головные офисы всех основных общероссийских компаний, поэтому учет и распределение их прибыли и добавленной стоимости производится на территории Московского региона.

    Москва - классический мегаполис, который живет за счет услуг. В структуре ВРП Москвы услуги занимают до 75%. В Московской области наличие больших территорий позволяет развивать производство. Развитие Московской области связано прежде всего с развитием производства. Поэтому именно развитие собственного производства обеспечивает рост ВРП Московской области.

    В 2000 г. промышленное производство составляло три четверти в экономике Московской области. К 2007 гг. промышленное производство Московской области снизилось до 50 % в структуре ВРП за счет роста доли розничной торговли. Для Москвы значение промышленного производства не так велико. С 2000 г. оно снизилось с 25 % до 15 % в структуре ВРП города. Доля промышленного производства в ВРП Московского региона в целом снизилась с одной третьей до одной пятой части в структуре экономики.

    Несмотря на высокий удельный вес промышленного производства в экономике Московской области, его объем значительно уступает по сравнению с объемом промышленности Москвы. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место (после Москвы).

    Наибольший удельный вес в промышленном производстве Московской области принадлежит обрабатывающим производствам, среди которых ключевое значение принадлежит легкой промышленности, производству пищевых продуктов, производству машин и оборудования, металлургическому и химическому производству. Следующая по значимости отрасль в структуре экономики Московской области - это торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг (16,6% в 2006 г.). Далее располагаются нерыночные услуги (11,3%) и строительство (10,6%). Менее всего занимают сельское хозяйство (3,6%), транспорт (3,4%) и связь (1,2%).

    Территория Московской области неравномерно охвачена высоким уровнем развития промышленного производства. Наиболее активные в промышленном плане являются юго-восточные районы, наименее активными - западные. Каких-либо определяющих факторов в промышленном развитии одних и отставании других районов выделить нельзя.

    На территории Московского региона созданы две технико-внедренческих Особых экономических зон. Одна ОЭЗ создана на территории Зеленоградского административного округа г. Москвы, другая ОЭЗ - в г. Дубна Московской области. В настоящее время на территории обеих ОЭЗ проводится организация деятельности, строительство инфраструктуры и регистрация резидентов.

    Несмотря на высокие темпы роста экономики, ВРП на душу населения в Московской области находится на уровне ниже среднего российского показателя. В целом по Московскому региону объем ВРП на душу населения превышает аналогичный общероссийский показатель ВВП на душу населения по Российской Федерации. Немалую роль в этом играют показатели распределения ВРП на душу населения в г. Москве.

    Показатели оборота розничной торговли Московского региона (2003-07 гг.)

    Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
    Оборот розничной торговли Московского региона, млрд. руб. 1 373,35 1 655,13 1 956,01 2 284,97 2 689,41
    Оборот розничной торговли г. Москвы, млрд. руб. 1 178,97 1 370,14 1 586,08 1 817,77 2 041,81
    Оборот розничной торговли Московской области, млрд. руб. 194,38 284,99 369,93 467,20 647,60
    Индекс розничной торговли Московского региона в текущих ценах, % 115,55 120,52 118,18 116,82 117,70
    Индекс розничной торговли г. Москвы в текущих ценах, % 113,94 116,22 115,76 114,61 112,32
    Индекс розничной торговли Московской области в текущих ценах, % 126,38 146,61 129,80 126,29 138,61
    Индекс розничной торговли Московского региона в сопоставимых ценах, % 105,73 112,86 108,64 109,80 111,66
    Индекс розничной торговли г. Москвы в сопоставимых ценах, % 104,10 108,30 106,20 107,10 106,00
    Индекс розничной торговли Московской области в сопоставимых ценах, % 115,60 134,80 119,10 120,30 129,50
    Численность населения Московского региона, млн. чел. 16,87 16,99 17,01 17,03 17,04
    Численность населения г. Москва, млн. чел. 10,30 10,39 10,41 10,43 10,44
    Численность население Московской области, млн. чел. 6,57 6,60 6,60 6,60 6,60
    Розничный оборот на душу населения Московского региона, тыс. руб. 81,41 97,42 114,99 134,17 157,83
    Розничный оборот на душу населения г. Москвы, тыс. руб. 114,46 131,87 152,36 174,28 195,58
    Розничный оборот на душу населения Московской области, тыс. руб. 29,59 43,18 56,05 70,79 98,12

    В обороте розничной торговли России Москва занимает порядка 20 %, Московская область - 6 %. В итоге, Московский регион обеспечивает четверть всего розничного товарооборота России. С 2003 г. темпы роста розничной торговли Московской области более интенсивны, чем в Москве, как в сопоставимых, так и в текущих ценах.

    Роста розничной торговли Московской области также связан с догоняющим характером развития ее экономики как в отношении Москвы, так и в отношении в среднем по России. Если Москва уже прошла этап подъема и развития, экономика регионов России находится на подъеме уже несколько лет, то Московская область только вошла в стадию подъема экономики. Интенсивность ее развития определяется прежде всего выходом в Московскую область инвестиций, которые уже не могут быть освоены на территории г. Москвы как в реальном секторе экономики, так и в потребительском.

    В среднем годовые темпы прироста розничного товарооборота Московского региона в сопоставимых ценах составил 8,5%, в текущих ценах - 19,5%. Соответственно росту объемов розничной торговли увеличивался и оборот на душу населения в два раза быстрее. За рассматриваемый период разрыв между оборотом розничной торговли на душу населения Москвы и Московской области сократился с 5-кратного до 2-кратного.

    В распределении розничного оборота по Московской области прослеживается четкая закономерность: высокий товарооборот сконцентрирован, во-первых, на наиболее привлекательных и респектабельных территориях (запад и северо-запад Московской области), во-вторых, в непосредственной близости к Москве.

    В период с 2000 по 2007 гг. ежегодные инвестиции Московского региона выросли в пять раз в текущих ценах. Индекс физического объема инвестиций в среднем составил 115 %. Ежегодный объем инвестиций Москвы в 1,5-2 раза превышает объем инвестиций Московской области. Однако динамика роста физического объема инвестиций Московской области имеет двукратное превышение над московским.

    Основное направление инвестиций г. Москвы - инфраструктурное строительство (дороги, административно-офисные здания, торговые объекты и т.д.). Структура инвестиций Московской области более чем на 50 % состоит из вложений в сектор реальной экономики.

    На территории Московской области в 2007 г. осуществлялось строительство и реконструкция 141 объекта промышленного назначения. Из них 29 объектов - промышленности строительных материалов. На территории Московской области реализуются иностранные инвестиционные проекты. Один из крупнейших - строящийся близ пос. Дорохово завод по сборке бытовой техники южнокорейской компании LG. В сегменте производства строительных материалов реализуется 11 проектов с участием иностранного капитала.

    В соответствии с распределением инвестиций по территории Московской области можно сделать вывод: основная их часть осуществляется на территориях наиболее активного развития розничной торговли (запад и районы граничащие с Москвой), наиболее активного промышленного производства (восток и юго-восток), а также на территориях, перспективного освоения для размещения производства строительных материалов.

    В сфере жилищного строительства Московский регион занимает лидирующее положение. Ежегодный ввод жилья на территории Московского региона составляет 20 % от ввода жилья по России в целом.

    За последние годы объем и интенсивность строительства жилья в Московской области превышает аналогичные показатели строительства жилья в Москве. По основному характеризующему показателю строительства жилья - ввод жилья на душу населения - Московская область опережает Москву в 2 раза. Данная ситуация связана прежде всего с дефицитом городских земель в Москве и более дешевыми ценами на жилье в Московской области.

    В городах и поселках до 25 км от МКАД сосредоточено 82,6% всех новостроек Подмосковья с 2002 г., там же и самый большой объем предложения - 80,1% по количеству домов, или 83,8% по суммарной площади квартир. Активнее всего сегодня новое жилье возводится на западе области - 22,4% всего предложения по числу домов, или 29,6% по площади. На восточном направлении эти показатели составляют - 18,9%, или 15,2%, соответственно. На юге - 15,1%, или 15,5%. Наименьшее число новостроек на юго-востоке - 11,2%, или 10,1%, северо-востоке - 10,8%, или 8,5%, и севере Подмосковья - 8,3%, или 8,0%, соответственно.

    В 2000-07 гг. происходит рост численности населения Московского региона. Основным фактором прироста является миграционный приток, который компенсирует отрицательный прирост населения. Естественный прирост населения остается отрицательным на протяжении всего рассматриваемого периода как в Москве, так и в Московской области.

    Средняя плотность населения Московского региона составляет 144,1 чел. на кв.км, самая большая среди российских территорий, что обусловлено высокой долей городского населения - 80,5 %. Наибольшая плотность населения в Московской области имеет место в ближайших к Москве районах (Люберецком, Балашихинском, Химкинском, Красногорском и др.), наименьшая - в окраинных районах - Лотошинском, Шаховском, Можайском, где она составляет порядка 20 чел. на кв.км.

    Показатели демографического развития Московского региона (2003-07 гг.)

    Показатели 2003 2004 2005 2006 2007
    Численность населения Московского региона, млн. чел. 16,87 16,99 17,01 17,03 17,04
    Численность населения г. Москва, млн. чел. 10,30 10,39 10,41 10,43 10,44
    Численность население Московской области, млн. чел. 6,57 6,60 6,60 6,60 6,60
    Естественный прирост (убыль) населения Московского региона, тыс.чел. -13,80 -12,20 -11,90 -11,00 н/д
    Естественный прирост (убыль) населения г. Москвы, тыс.чел. -4,70 -3,80 -3,40 -3,10 н/д
    Естественный прирост (убыль) населения Московской области, тыс.чел. -9,10 -8,40 -8,50 -7,90 н/д
    Ожидаемая продолжительность жизни населения г. Москвы, лет 69,98 70,77 71,36 71,89 н/д
    Ожидаемая продолжительность жизни населения Московской области, лет 65,09 65,57 65,68 65,77 н/д
    Доля экономическим активного населения г. Москвы, % 58,16 58,52 59,56 59,83 61,21
    Доля экономическим активного населения Московской области, % 39,27 40,76 41,52 42,91 н/д
    Уровень безработицы г. Москвы, % 1,30 1,60 0,80 0,50 0,40
    Уровень безработицы Московской области, % 4,40 3,70 3,30 4,30 н/д
    Доля пенсионеров в составе населения г. Москвы, % 22,91 22,91 23,34 23,64 н/д
    Доля пенсионеров в составе населения Московской области, % 26,79 26,67 26,82 26,78 н/д

    Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превышает данный показатель Московской области. Факторами различий в продолжительности жизни являются как структура населения, так и условия жизни населения в этих субъектах Федерации.

    Структура населения Москвы отличается большим удельным весом экономически активного населения - более 60%. В Московской области данный показатель составляет порядка 40%. Экономическая активность населения в Москве характеризуется большей успешностью: уровень безработицы не превышает единицы, в Московской области данный показатель выше 4%.

    По уровню жизни населения Москва превышает развитие Московской области прежде всего по среднедушевому денежному доходу. На протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется трехкратный разрыв между доходами населения Москвы и Московской области. Соответственно отличаются потребительские расходы жителей Москвы и Московской области как в абсолютном показателе (до трех раз), так и в относительном (доля расходов на потребительские нужды в среднедушевых доходах жителей Москвы составляет порядка 60%, жителей Московской области - 80%).

    В то же время развитие Москвы имеет более социально опасную тенденцию. Если в Московской области удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, последовательно сокращается, то в составе населения г. Москвы доля населения, живущего за чертой бедности после 2006 г. имеет тенденцию к увеличению. В результате по данному показателю Московская область находится в более стабильном положении.

    Выводы по социально-экономическому развитию Московского региона

    1. Социально-экономическое развитие Московского региона находится на пике в рассматриваемом периоде.

    2. Основными факторами развития Московского региона является: обладание статусом федерального центра, выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, высокий кадровый потенциал, активность местных властей по развитию экономики региона.

    3. Развитие города Москвы связано в основном с ее столичным статусом, оказанием на ее территории инфраструктурных рыночных услуг, развитие на территории города промышленности имеет меньшее значение.

    4. Развитие Московской области в основном связано с выгодным географическим положением: прохождение основных транспортных магистралей и близость к федеральному центру. Основой развития Московской области является размещение на ее территории новых промышленных предприятий.

    5. Потребительский сектор Московского региона имеет наивысшее значение в Российской Федерации. В Москве потребительский сектор развит намного сильнее, что связано прежде всего с высокой покупательской способностью ее жителей. За последние 5 лет разрыв между развитием потребительского сектора Москвы и Московской области сократился в два раза, что связано с более высокими темпами экономического развития Московской области по сравнению с Москвой.

    6. Инвестиции и жилищное строительство Московского региона являются наиболее интенсивными на территории России. Установилась тенденция более активной динамики инвестиционного роста Московской области, что связано с догоняющим характером экономики Московской области по сравнению с экономикой Москвы.

    7. Основное направление инвестиций Москвы связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию инфраструктурных объектов. Инвестиции Московской области направляются на развитие новых производств.



    « назад



  • Контакты

    17098 Москва
    ул. Орджоникидзе, д.11
    E-mail: post@ingn.ru

    +7 (495) 517-87-65