На главную Карта сайта Написать письмо
+7 (495) 517-87-65

E-mail: post@ingn.ru
Инвестиции, развитие, управление
Стратегические разработки
Девелопмент недвижимости
Инвестиционный консалтинг
Юридические услуги

Об Институте
ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ - коллектив профессиональных консультантов и практиков, оказывающий поддержку компаниям, руководителям и собственникам при принятии инвестиционных, управленческих, маркетинговых и стратегических решений в бизнесе, в государственном (муниципальном) управлении и общественной деятельности.

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ заинтересован в повышении эффективности и прибыльности принимаемых компаниями решений и реализуемых проектов, для чего по заказам собственников и руководителей организаций выполняет услуги, проводит собственные исследования, издает и распространяет их результаты.

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ размещает на своем сайте издания, опубликованные как в электронном, там и в типографском формате, по вопросам управления бизнесом и активами, стратегическому маркетингу, отраслевому и конкурентному анализу, привлечению финансирования и правовому сопровождению в сферах:

промышленность и электроэнергетика

банковские и страховые услуги

кредитование и прямые инвестиции

фондовый и валютный рынки

рынки инноваций и технологий

медиа-, теле- и IT-рынки

недвижимость и девелопмент

розничная торговля и ритейл

внешнеэкономическая деятельность

отраслевое управление

проекты гражданского общества

научные исследования и разработки

ИНСТИТУТ ГОРОДСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ приглашает Вас к ознакомлению с ними и призывает к диалогу по освещенным в публикациях направлениям и вопросам. Вы можете напрямую обратиться к нам или изложить свое мнение на страницах журнала "Экономика. Управление. Право".
Издания и публикации
Управление предметной областью проекта

Управление предметной областью инвестиционного проекта – раздел управления проектами, включающими в себя процессы, необходимые для обеспечения того, что в проект были включены все требуемые работы и только те работы, которые необходимы для успешного завершения проекта.

Предметная область инвестиционного проекта – совокупность продуктов и услуг, выполнение которых должно быть обеспечено при реализации осуществляемого проекта. Предметную область инвестиционного проекта определяют цели, результаты и работы проекта. Цели, результаты, работы и их характеристики могут изменяться или уточняться как в процессе разработки проекта, так и по мере достижения промежуточных результатов.

При определении содержания инвестиционного проекта учитывают две основные вещи: содержание проекта и содержание продукта:

  • содержание проекта – это работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить содержание продукта проекта;

  • содержание продукта охватывает все особенности и функции, которые будут содержаться в результатах проекта по его завершении.

    Наиболее распространенная причина несостоятельности инвестиционных проектов заключается в неточном определении их содержания и границ. Прежде всего речь идет о ситуации, когда ожидания участников проекта (в особенности заказчика проекта) отличаются от ожиданий команды проекта. Отношения между участниками проекта начинают складываться на этапе определения содержания проекта.

    Когда команда проекта уже сформирована и начинает проводить встречи с заказчиком с целью определения содержания проекта, у заказчика есть готовое мнение, что проект уже определен. Для команды проекта может быть чрезвычайно трудно убедить заказчика в том, что у него и у команды проекта общие цели в рамках проекта.

    Официальная инициация инвестиционного проекта начинается с выпуска его устава. Устав инвестиционного проекта принимается после разработки и утверждения его концепции. Устав инвестиционного проекта должен быть небольшим по своему объему, так как чем больше информации закладывается в устав, тем больше вероятность возникновения противоречий между участниками проекта.

    Устав проекта должен содержать формулировку цели проекта и название проекта. Он также должен содержать экономическое обоснование выполнения проекта, потребности и ожидания участников проекта, проект (план) расписания и бюджета проекта, перечень допущений и ограничений, которые известны на данном этапе проекта.

    Устав инвестиционного проекта составляется командой проекта под руководством управляющего проекта, а подписывается заказчиком проекта.

    Устав инвестиционного проекта должен содержать следующие разделы:

    1. Содержание работ – является повествовательным описание работ, которые будут выполняться для осуществления данного проекта.

    2. Деловая необходимость – является формулировкой необходимости выполнения инвестиционного проекта. Она может быть составлена в форме описания продукта как результата выполнения инвестиционного проекта.

    3. Описание содержания – является декларацией требований проекта в таком виде, как они представляются на данный момент. Поэтому содержание проекта на данном этапе не так уж сильно детализировано и будет последовательно прорабатываться по мере разворачивания плана проекта.

    4. Факторы среды – отражаются все организационные факторы, характеризующие обстановку вокруг проекта и на рынке. Здесь должны быть определены все благоприятные и неблагоприятные особенности среды, в которой проект будет выполняться, и способность компании к его осуществлению.

    5. Активы организационного процесса – отражают основополагающую документацию команды проекта по стандартам и процедурам, которые уже имеются в готовом состоянии и доступны для использования в проекте.

    6. Процедура управления изменениями – отражает процедуру управления изменениями.

    7. Процедуры управления рисками – отражает методы идентификации рисков, методы определения влияния рисков на результаты проект и методы предотвращения рисков.

    8. Ограничения и предположения – отражает все ограничения на возможности команды проекта по выбору вариантов для любых работ проекта и предложения относительно наличия ресурсов, потребностей и ожиданий команды проекта.

    На этапе определения содержания проекта необходимо отсеить все те элементы, которые являются непрактичными и бесполезными для проекта на основании списка требований, которым должен удовлетворять проект. Среди всех элементов, которые могут или не могут быть включены в проект, имеется ряд факторов для обязательного рассмотрения: стоимость, издержки, сроки разработки и реализации, обслуживание и поддержка. При переходе от требований к базовому плану по содержанию исключенные элементы фиксируются как исключения данного проекта. Если данные исключения не задокументировать, они могут появляться снова и снова.

    В результате данного анализа вырабатывается базовый план по содержанию инвестиционного проекта. Базовый план по содержанию проекта необходим для составления двух остальных базовых планов проекта: базового плана по стоимости и базового плана расписания (календарного графика) проекта.

    Все элементы, входящие в базовый план по содержанию проекта, должны быть подробно изложены и четко определены. Необходимо определить измеримые результаты, которые должны быть достигнуты в процессе выполнения работ. Это также должно быть задокументировано с указанием критериев приемки как части определения содержания проекта. В результате определяются выходные результаты выполнения работ.

    На основании базового содержания работ невозможно планировать деятельность по реализации проекта. Чтобы приступить к планированию проекта, необходимо превратить базовое содержание работ в индивидуальные объемы работ, которые должны быть выполнены для завершения проекта. Для этого необходимо сформировать структуру разбиения работ (далее – СРР).

    СРР является центральным пунктом в планировании инвестиционного проекта. Без нее нельзя определить работы, которые должны быть выполнены для завершения проекта.

    СРР можно определить (PMBOK) как ориентированная на результаты иерархическая декомпозиция работ, выполняемых командой проекта для достижения целей проекта и необходимых результатов работ. С ее помощью структурируется и определяется все содержание проекта. Каждый следующий уровень иерархии отражает более детальное определение элементов проекта. СРР разбивается на пакеты (блоки) работ. Ориентация на результаты работ включает внутренние и внешние результаты работ. Работы, не входящие в СРР, находятся вне границ содержания проекта.

    Таким образом, СРР имеет следующие характеристики:

  • представляет проект как совокупность работ;

  • организована как иерархическая структура;

  • работы имеют цель, которые называются результатами;

  • определяет объем проекта с точки зрения результатов работ, подлежащих выполнению;

  • обеспечивает документальное оформление отчетности и обязанностей по различным результатам работ;

  • предоставляет графическое изображение и краткое текстовое описание содержания проекта.

    Из этого определения СРР можно увидеть метод выявления работ, которые надлежит выполнить для получения всех требуемых результатов работ проекта. Данные метод позволяет определить около 95 % необходимых работ.

    Составить СРР несложно. Прежде всего требуется разбить инвестиционный проект на несколько подпроектов. Каждый из подпроектов, в свою очередь, может быть разбит на некоторое число подпроектов.

    Верхние уровни СРР, как правило, показывают основные области работ по проекту, подлежащие сдаче заказчику, или этапы жизненного цикла проекта. Опираясь на эти уровни, можно эффективно контролировать выполнение работ, соблюдение расписания работ и лимитов затрат. На более низких уровнях СРР больше внимания уделяется конкретным работам.

    Следует последовательно делить проект на составные части до тех пор, пока не будет достигнут нужный уровень детализации, который называют уровнем пакетов (блоков) работ. Это самый нижний уровень управления, которым нужно управлять управляющему проекта.

    Другие члены команды проекта могут продолжить деление своих частей проекта на дополнительные уровни. На любом уровне данной иерархической структуры с точки зрения менеджера, отвечающего за конкретную часть проекта, имеется отдельный проект, за который он несет ответственность. Любой проект является частью какого-то более крупного проекта, и любой проект имеет подпроекты. Все зависит от того, с какого места смотреть.

    Задача составления СРР заключается в разделении проекта на подпроекты до той степени детализации, когда появится возможность распределить элементарные работы. Конечным результатом разработки СРР является определение и описание групп индивидуальных объемов работ. Этот уровень называется уровнем задач или уровнем операций. Ответственность за каждую такую элементарную работу должна быть поручена одному члену команды проекта, который будет действительно выполнять ее, а не руководить выполнением.

    При разработке СРР необходимо учитывать нижеследующие правила:

  • каждый элемент СРР должен представлять собой совокупность всех второстепенных элементов, его составляющих;

  • каждый второстепенный элемент СРР должен относиться только к одному главному элементу структуры;

  • элементы, подлежащие выполнению, должны быть уникальными и отличаться от аналогичных элементов этого ряда;

  • уровень детализации СРР должен обеспечивать эффективное руководство проектом;

  • все элементы СРР должны быть совместимыми с организационными структурами и структурами учета;

  • следует использовать схему кодирования элементов СРР, представляющую собой иерархическую структуру при ее рассмотрении.

    После составления СРР необходимо путем применения методологии теории управления системами проверить наличие у каждой задачи и операции или блока работ входных и выходных условий. Необходимо удостовериться, что у каждой операции есть внутри проекта или вне его источники поступления входных ресурсов и передачи выходных результатов. Таким образом можно выявить необходимые дополнительные работы (операции) либо выбросить из плана проекта излишние работы (операции). Необходимо также исключить работы, дублирующие друг друга.

    При построении СРР инвестиционных проектов верхний уровень иерархии лучше всего разбивать на подпроекты, соответствующие фазам жизненного цикла проекта.

    Внутри данных подпроектов работы разбиваются на пакеты (блоки) работ с последующей детализаций. Пример СРР инвестиционного проекта представлен в приложении 9.

    Управление предметной областью заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненного цикла проекта и содержит следующие основные блоки вопросов:

    1. Инициация проекта или его очередной фазы:

  • разработка концепции проекта:

    а) анализ проблемы и потребность в проекте;

    б) сбор исходных данных;

    в) определение целей и задач проекта;

    г) рассмотрение альтернативных вариантов проекта;

  • рассмотрение и утверждение концепции;

  • собственно инициирование:

    а) принятие решения о начале проекта или его следующей фазы;

    б) определение и назначение управляющего проекта;

    принятие решения об обеспечении ресурсами выполнения первой фазы проекта.

    2. Планирование предметной области проекта:

  • анализ текущего состояния и уточнение целей и результатов проекта;

  • уточнение основных характеристик проекта;

  • подтверждение и уточнение критериев успеха и неудач проекта;

  • анализ и корректировку ограничений и допущений, принятых на предыдущих стадиях создания проекта;

  • выбор критериев оценки промежуточных и окончательных результатов создания проекта;

  • построение ССР предметной области проекта;

  • распределение задач по подразделениям команды проекта;

  • определение объектов и точек контроля в предметной области проекта;

  • определение базовых значений показателей проекта;

  • разработка плана управления предметной областью проекта и процедур внесения изменений.

    3. Организация выполнения и контроль состояния предметной области проекта:

  • распределение функциональных обязанностей и ответственности в соответствии с планом управления предметной областью проекта;

  • установление системы отчетности по изменению состояния предметной области проекта для субъектов управления проектом в соответствии с их ответственностью и компетентностью;

  • контроль прогресса проекта;

  • формирование отчетности о ходе выполнения работ по элементам структурной декомпозиции предметной области.

    4. Анализ состояния и регулирование конфигурации предметной области проекта:

  • анализ текущего состояния проекта, отклонения относительно базовых показателей;
  • анализ причин, вызывающих отклонения в предметной области проекта;

  • прогнозирование состояния предметной области проекта;

  • сбор и подготовку запросов на изменения в предметной области проекта;

  • подготовку и анализ последствий рекомендуемых корректирующих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений от базового уровня показателей предметной области проекта;

  • принятие решений о регулирующих воздействиях и вносимых изменениях в предметную область проекта;

  • процедуры внесения необходимых изменений в предметную область проекта;

  • доведение информации о регулирующих воздействиях и вносимых изменениях в предметную область проекта до его участников;

    5. Завершение управления предметной областью проекта:

  • проведение заключительного анализа результатов проекта и составление сводного отчета;

  • разрешение спорных и конфликтных ситуаций;

  • формирование архива проекта и извлеченные уроки.



    Список использованной литературы

    1. Алехин М.Ю. Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие. - Спб: Издательский центр Морского технического университета, 1997.
    2. Бэгьюли Ф. Управление проектами. - М.: Гранд: Фаир Пресс, 2002.
    3. Гриффит А. Системы управления в строительстве. - Самара: Олимп-Бизнес, 2006.
    4. Карпов В.Г. Управление инвестиционными проектами. - Уфа: Изд. УГНТУ, 2004.
    5. Латкин А.А., Давиденко В.П. Управление проектами. - Самара: Самарская государственная архитектурно-строительная акдемия, 1998.
    6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Девелопмент. - М.: Экономика, 2004.
    7. Моисеенко Н.А. Разработка строительной части инвестиционного проекта. - М.: ГУУ, 2005.
    8. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006.
    9. Управление инвестиционно-строительными проектами. Международный подход/ по ред. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Авваллон, 2004.
    10. Управление проектами. Национальные требования. Основы знаний. - М.: Консалтинговое агентство «КУБС Групп-кооперация, Бизнес-сервис», 2001.
    11. Управление проектами в строительстве. - Спб: СпбГАСУ, 2004.
    12. Цогоев А.Как инвестировать в недвижимость. - М.: Альпина БизнесБукс, 2005.
    13. Черняк В.З. Управление инвестиционным проектом в строительстве. - М.: Русская деловая литература, 1998.
    14. Черняк В.З. Управление инвестиционными проектами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

    Гаврилов М.В.
    Директор по маркетингу и инвестициям

    « назад



  • Контакты

    17098 Москва
    ул. Орджоникидзе, д.11
    E-mail: post@ingn.ru

    +7 (495) 517-87-65